Летняя школа для учителей русского языка и литературы

Целевая группа: 
Учителя русского языка и литературы
Даты проведения: 
2-4 июля 2014 года
Телефон: 
8( 495) 939-32-76
Адрес электронной почты: 
dovuz5@yandex.ru
Адрес: 

Все мероприятия Летней школы будут проходить в Первом гуманитарном корпусе (м. Университет, выход ‒ в конце зала, далее по проспекту Вернадского в сторону цирка, не переходя к нему через дорогу). Местонахождение Первого гуманитарного корпуса можно посмотреть на Схеме расположения зданий МГУ на Ленинских горах: http://www.msu.ru/info/lengory.html (номер строения на схеме - 51).


Краткий отчет о работе
Летней школы для учителей русского языка и литературы

В работе IV Летней школы для учителей русского языка и литературы, проходившей на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова с 2 июля по 4 июля 2014 года, приняли участие 329 слушателей из 38 регионов Российской Федерации.
В программе Летней школы было предусмотрено обсуждение в разных форматах наиболее важных и острых вопросов преподавания русского языка и литературы в школе, а также итоговой аттестации по этим предметам: возвращение сочинения как аттестационной формы в 11 классе (пленарное заседание 2 июля); итоги ЕГЭ 2014 года и перспективы 2015 года (круглый стол 3 июля); олимпиады как форма выявления и развития творческого потенциала учащихся (круглый стол 4 июля).
Наряду с дискуссионной составляющей в программе важное место занимали лекции и семинары, на которых слушателям предоставлялась возможность ознакомиться с проблематикой научных исследований, проводимых преподавателями филологического факультета, обсудить литературоведческие и лингвистические вопросы, вызывающие сложности в процессе преподавания русского языка и литературы в школе. На выбор слушателям было предложено 11 тем семинарских занятий (Трудные вопросы грамматики в школе – к.ф.н. доц. Н.К. Онипенко; Русский язык в школе: открытые ресурсы и инструменты – д.ф.н. проф. Л.А. Дунаева; Вопросы истории языка на уроках в средней школе и на олимпиадах ‒ к.ф.н. доц. Н.В. Николенкова; Консультация по вопросам слушателей о теоретических проблемах русского языка в контексте заданий ЕГЭ и основного курса ‒ к.п.н. доц. Е.И. Литневская; Занимательная лингвистика для школьников – преподаватель ШЮФ, гимназии «Утро» В.В. Антонюк; «Слово о полку Игореве»: особенности поэтики – к.ф.н. доц. А.В. Архангельская; Реализм в русской литературе XIX и XX веков: сравнительно-сопоставительная характеристика – к.ф.н. н.с. Е.А. Певак; Современный европейский роман: форма, герой, тенденции развития – д.ф.н. с.н.с. В.В. Сорокина; Метафизика творческого процесса: русская литература в зеркале психологии – к.ф.н. доц. Е.Ю. Зубарева; Смешное в русской классической литературе и особенности его восприятия. Понятие иронии ‒ д.ф.н. проф. Г.В. Зыкова; Современная русская литература для подростков ‒ к.ф.н. доц. О.В. Октябрьская).
Особенность Летней школы 2014 года ‒ ее международный характер. 2 июля прошел круглый стол «Преподавание русского языка и литературы в школах России и США», участие в котором приняли российские и американские преподаватели. 3 июля был организован совместно с XVII международной гуманитарной летней школой «Визуализация знания: визуальная грамотность в составе высшего образования» круглый стол «Визуальные педагогические практики в контексте литературного образования», где выступили преподаватели американских и европейских учебных заведений: Альмира Усманова /профессор департамента медиа Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва)/, Сюзэн Джерет Маккинстри /профессор литературы в Карлтон-колледже (шт. Миннесота, США)/, Диана Немец-Игнашева /профессор, заведующая кафедрой германистики и русистики, «Карлтон-колледж» (Миннесота, США)/, Андрей Горных /философ, к. ф. н., преподаватель, публицист, профессор департамента медиа Европейского гуманитарного университета/.
4 июля прошло закрытие Летней школы, но сотрудничество с нашими слушателями будет продолжено. Прежде всего для организаторов важны отклики слушателей, их оценки мероприятий, входивших в программу этого года, что поможет определить формы нашей дальнейшей совместной работы.
В статье, посвященной Летней школе ‒ 2013 (электронный журнал филологического факультета МГУ, 2013, № 1, www.stephanos.ru ), приводились слова декана филологического факультета профессора М.Л. Ремнёвой, сказанные на открытии. Речь шла о том, что сегодня стали меняться отношения между преподавателями вузов и учителями школ: в прошлое ушло время взаимных упреков, кто кого недоучивает, а кто завышает требования к приходящим к ним вчерашним школьникам. Стало понятно, что спасать, сохранять гуманитарное образование надо вместе. Справедливость этих слов, как надеются организаторы, подтверждается атмосферой профессионального и взаимозаинтересованного общения Летних школ, проводимых на филологическом факультете МГУ.

С уважением, Оргкомитет школы.


Фотографии с Летней школы



















ПРОГРАММА
Летней школы для учителей русского языка и литературы,
проводимой филологическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова
2 – 4 июля 2014 года

2 июля 2014 г.

10.00 – 11.00 – регистрация участников

11.00 – 13.30 – Вступительное слово декана филологического факультета МГУ доктора филологических наук профессора М.Л.Ремневой
Пленарное заседание
: Выпускное сочинение: «плюсы» и «минусы»

Выступающие:
Варламов А.Н., д.ф.н. профессор
Сочинение как свобода или несвобода?
Волков С.В., главный редактор журнала «Литература» Издательского дома «1 сентября», учитель русского языка и литературы ЦО № 57 г. Москвы
Итоговое сочинение: о старых мехах и новом вине
Абелюк Е.С., учитель лицея № 1525 «Воробьевы горы», заслуженный учитель РФ
Назад к сочинению
Демиденко Е.Л., к.ф.н., учитель литературы гимназии № 1567 г. Москвы
Возвращение к сочинению: преимущества и риски
Зубарева Е.Ю., к.ф.н. доцент
У Лукоморья дуб <…> ученый: в чем смысл экзамена по литературе?

13.30 – 14.30 – перерыв

14.30 – 17.30 – Лекции
Ивинский Д.П., д.ф.н. профессор
Интерпретация литературного произведения и биография писателя
Солнцева Н.М., д.ф.н. профессор
Персия в осмыслении русских поэтов Серебряного века

17.30 – 18.30 – Круглый стол
Преподавание русского языка и литературы в школах России и США: встреча с американскими преподавателями школ и колледжей.
Модератор – Москвин Г.В., к.ф.н. доцент

3 июля 2014 г.

10.00 – 13.00 – Круглый стол
Новое в ЕГЭ.
Модератор ‒ Литневская Е.И., к.п.н. доцент
В работе круглого стола примут участие:
Зинин С.А., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического университета, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе
Цыбулько И.П., к.п.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку.

13.00 – 14-00 – перерыв

14.00 – 16.00 – Лекция
Синева О.В., к.ф.н. доцент
ФГОС и содержание уроков русского языка в поликультурном классе
Круглый стол
Разноуровневый подход в обучении русскому языку: пути и методы реализации.
Модератор ‒ Синева О.В., к.ф.н. доцент

16.00 ‒ 17.30 – Круглый стол
Визуальные педагогические практики в контексте литературного образования
Круглый стол проводится совместно с XVII международной гуманитарной летней школой «Визуализация знания: визуальная грамотность в составе высшего образования».
Модератор ‒ Венедиктова Т.Д., д.ф.н. профессор. Участники: А. Усманова, С. Маккинстри, Д. Немец-Игнашев, В. Чистякова, А. Горных.

Вечерняя программа*
Слушателям Летней школы будет предложено посетить экскурсии, организованные Государственным литературным музеем (ГЛМ).
Для записи на экскурсии необходимо предварительно зарегистрироваться.


*Просим обратить внимание, что мероприятия вечерней программы не являются обязательными для всех слушателей Летней школы, в них могут принять участие желающие, предварительно зарегистрировавшись.

4 июля 2014 г.

10.00 – 11.30; 11.40 – 13.10 – Семинары (по выбору слушателя)
Список тем семинаров размещен на странице http://teacher.msu.ru/teacher/summer_school/2014/rusyaz/seminars.
Участникам Летней школы предлагается выбрать два семинара и информировать Оргкомитет о своем выборе.

13.10 – 14.