Летняя школа для учителей начальных классов и учителей математики

Целевая группа: 
Учителя начальных классов, учителя математики
Даты проведения: 
22-23 августа 2011 года
Адрес электронной почты: 
mteacher@cs.msu.ru
Адрес: 

119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 52, 2-й учебный корпус, ВМК

В 2010 году ректором МГУ было принято решение расширить взаимодействие Московского университета с представителями системы среднего образования. Сейчас продолжается реализация комплексной программы мероприятий для учителей средних школ, лицеев и гимназий. Одно из направлений реализации этой программы - проведение летних школ для учителей - направлено на повышение квалификации учителей начальной и средней школ и улучшение качества образования.
22 и 23 августа 2011 года на факультете Вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась летняя школа для учителей начальных классов и учителей математики. Работа летней школы и обмен опытом проходили в форме докладов, мастер-классов и круглых столов. В этом году в работе летней школы приняли участие около 180 учителей Москвы, Московской области и ряда других регионов России.


Работа школы была посвящена проблемам развития одаренных детей младшего школьного возраста через олимпиадное движение. Своим опытом работы в этой области делились сотрудники Международного центра развития ребенка (МЦРР), возглавляемого кандидатом физико-математических наук И.Н. Чаплановой. Олимпиада для младших школьников МЦРР уже 17 лет собирает талантливых детей 2-6 классов Москвы и Подмосковья. Последние три года олимпиада является всероссийской, её финал проходит в конце апреля на факультете журналистики МГУ. Разработчиками олимпиады за 17 лет собран уникальный материал, способствующий развитию мышления и творческих способностей детей, мотивирующий их к расширению кругозора и достижению успеха в интеллектуальных состязаниях.
22 августа Летнюю школу открыл помощник декана ВМК МГУ по дополнительным образовательным программам, директор Учебного центра факультета доцент Федотов М.В.


Затем с докладом, посвященном детской одаренности, ее распознаванию и развитию, выступила председатель оргкомитета олимпиады И.Н. Чапланова. Она рассказала о деятельности Международного центра развития ребенка, посвящённой поиску и поддержке одаренных детей России. Главное внимание Ирина Николаевна уделила содержанию, целям и особому месту олимпиады МЦРР в образовательном пространстве города и страны.
Со следующим докладом выступила руководитель задачной комиссии олимпиады по математике И.П. Тюленева, выпускница нашего факультета.

Ирина Петровна блестяще провела два мастер-класса, посвященных методологии решения логических, комбинаторных и нестандартных арифметических задач. Первый день закончился полемическим круглым столом, на котором обсуждался ряд актуальных задач, возникающих при работе с одаренными детьми в современной начальной школе.
Мастер-классы и круглые столы были посвящены решению нестандартных математических задач и другим инструментам развития математического мышления учеников.
Второй рабочий день школы - 23 августа - продолжился обсуждением олимпиадных заданий по русскому языку. С высокопрофессиональным содержательным докладом выступила руководитель задачной комиссии олимпиады по русскому языку МЦРР, кандидат филологических наук О.А. Долматова.


Затем Ольга Александровна провела два мастер-класса, включающих методологические лекции и групповую работу учителей по освоению полученной информации. Мастер-классы были посвящены работе с текстами, а также языковому расширению и обогащению словаря учащихся. Учителя с азартом решали задания олимпиады для учеников 3-5 классов: сочиняли стихи, пословицы, дразнилки, собирали тексты из перепутанных кусков и т.д. После перерыва член задачной комиссии филолог И.Б. Штейнфер рассказала о видах лингвистических и логических заданий по русскому языку, методах их решения и провела мастер-класс.


Труднее всего учителям давались лингвистические задачи, такие как шифры и переводы с неизвестного языка.
Все слушатели Летней школы отметили очень высокий уровень представленных материалов и высказали пожелания о продолжении таких встреч с творческим коллективом МЦРР.
Завершился второй день работы школы круглым столом «Современный учебный процесс и актуальные проблемы развития ребёнка». Все учителя, принявшие участие в работе летней школы, получили сертификаты.

В фойе около аудитории "Тихонов-центр", где проходила летняя школа, участникам школы были предложены разнообразные книги для совершенствования процесса обучения. Организацию летней школы и решение административных вопросов осуществляли сотрудники Учебного центра факультета ВМК.



Программа школы

22 августа

9:30 – 10:20
Регистрация участников

10:20 – 10:30
Открытие школы.
О важности проведения олимпиад от младших классов школы до вуза.
Директор Учебного центра Факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат физико-математических наук, доцент Федотов М.В.

10:30 – 12:00
Интеллект и творческие способности как базовые функции развития учащихся. Опыт проведения московских и всероссийских олимпиад для младших школьников (учеников 2-6 классов) Международного центра развития ребенка.
Председатель оргкомитета олимпиады, Президент Международного центра развития ребенка, кандидат физико-математических наук Чапланова И.Н.

12:00 – 13:30
Мастер-класс «Методика обучения решению логических и комбинаторных задач младших школьников».

15:00 – 16:30
Мастер-класс «Методика обучения решению нестандартных арифметических задач учащихся начальной школы».

17:00 – 18:30
Круглый стол «Внеурочные занятия по математике для младших школьников как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихся».

23 августа

10:00 – 11:00
Решение олимпиадных заданий по русскому языку – эффективное средство развития мышления и творческих способностей учащихся.
Кандидат филологических наук Долматова О.А.

11:00 – 12:30
Мастер-класс «Целостный текст как основа развивающих заданий для учащихся младшей и средней школы». Будут рассмотрены такие виды заданий, как продолжение незаконченного текста различных жанров и форм, работа с лексико-семантическими группами текста, элементарный анализ текста, продуцирование собственного текста согласно заданным условиям.

14:00 – 15:30
Мастер-класс «Анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение. Развитие основных сторон мыслительной деятельности в ходе решения олимпиадных задач различной типологии» (по следующим видам заданий: нахождение лишнего из однородного ряда лингвистических явлений, самостоятельный выбор основания для классификации лингвистических явлений с последующей группировкой, дешифровка текста с объяснением принципа шифра и шифрование, решение лингвистических пропорций и самостоятельное составление аналогичных, поиск межязыковых соответствий и составление пар, анализ схем, таблиц и формулирование заданной закономерности, составление целостных синтаксических единиц из разрозненных частей).

15:30 – 16:30
Мастер-класс «Проблема богатства и качества речи современного школьника». Задания на языковое расширение, обогащение словаря.

17:00 – 18:30
Круглый стол «Современный учебный процесс и актуальные проблемы развития ребёнка».

Мастер-классы и круглые столы проводят члены задачных комитетов по русскому языку и математике Олимпиады для младших школьников Международного центра развития ребенка Чапланова И.Н., Долматова О.А., Тюленева И.П., Штейнфер И.Б., Ангелюк О.В.