III Конференция "Новые образовательные программы МГУ и школьное образование"

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова приглашает принять участие в третьей научно-методической конференции
«Новые образовательные программы МГУ и школьное образование»
по естественнонаучным дисциплинам

16 ноября 2013 г.
Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова,
Главное здание


Скачать сборник докладов участников конференции
Скачать презентации участников, выступавших на конференции
Скачать резолюции, принятые по итогам работы секций конференции
Скачать отчеты о работе секций конференции

Фотоотчет о работе конференции. Часть 1.
Фотоотчет о работе конференции. Часть 2.
Фотоотчет о работе конференции. Часть 3.
Фотоотчет о работе конференции. Часть 4.


Конференция проводится в контексте перехода МГУ на собственные образовательные стандарты (третьего поколения), разработанные на их основе новые основные образовательные программы и в рамках продолжающейся серии мероприятий МГУ – школе (съезды учителей, летние школы учителей, курсы повышения квалификации для учителей).
В ходе конференции предполагается проведение пленарного заседания и работы секций. Планируются следующие предметно-тематические направления:
(1) Математика;
(2) Информатика;
(3) Физика;
(4) Химия;
(5) География;
(6) Биология;
(7) Экология;
(8) Геология;
(9) Психолого-педагогические технологии образования по естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе.

В рамках пленарного заседания и предметно-тематических направлений предполагается обсуждение следующих вопросов:
— преподавание в школе и новые образовательные стандарты и программы МГУ в контексте «непрерывного образования» по линии школа – вуз;
— преподавание в школе и профессиональное ориентирование в контексте выбора образовательной и профессиональной траектории школьника;
— новые образовательные стандарты и программы МГУ для школы.

Форма проведения конференции – тематические доклады, сообщения, дискуссии. Для участия в конференции приглашаются преподаватели вузов и школьные учителя; также возможно участие школьников – учащихся старших классов.

Участникам конференции будут вручены сертификаты об участии. Планируется публикация материалов конференции.

Заявки на выступления с сообщениями принимаются до 21 октября 2013 г. по адресу http://teacher.msu.ru/teacher/conf2013. Объем тезисов выступлений – 2–5 тыс. знаков. Требования и образец оформления тезисов прилагаются.

Предварительная регистрация для участия в конференции осуществляется по адресу http://teacher.msu.ru/teacher/conf2013 до 11 ноября 2013 г. включительно.
Конференция пройдет 16 ноября 2013 г.

Начало конференции – 10.30. Начало регистрации – 10.00.

Ждем вас по адресу: Москва, Ленинские горы, д. 1, МГУ имени М.В.Ломоносова, Главное здание, сектор А, 1 этаж, ауд. 02. Вход со стороны клубной части.

Требования к тезисам

1. Объем текста 2000–5000 знаков (с пробелами), включая сноски и список литературы, если таковые имеются.
2. Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал одинарный.
3. Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, ученая степень – если имеется, должность и место работы, адрес электронной почты) оформляются в виде постраничной сноски (шрифт Times New Roman, размер шрифта – 10, интервал одинарный, курсив).
4. Ссылки внутри текста оформляются в форме послетекстовых примечаний (не в виде сносок), озаглавленных «Примечания»; в тексте ссылка на примечание ставится в квадратные скобки. Выходные данные публикаций, на которые осуществляется ссылка, должны содержать год и место издания (без указания издательства); для периодических изданий – год издания и номер. Интернет-ссылки ставятся в квадратные скобки и выделяются подчеркиванием.
5. Список литературы (при необходимости) оформляется в виде послетекстового списка, озаглавленного «Литература», в соответствии с критериями, установленными для оформления примечаний.
6. Формат файла doc или docx
7. Образец оформления тезисов прилагается.

Пример оформления тезисов

Регистрация на конференцию завершена

Регистрация участников 9.45–10.30

Пленарное заседание 10.30–12.00

Межсекционные заседания и работа секций
12.30–14.00
14.15–15.45
16.00–17.30

Пленарное заседание

ауд. 01 Главного здания МГУ

Модераторы Миньяр-Белоручев Константин Валерьевич;

Самоненко Илья Юрьевич

Доклады

Приветственное слово организационного комитета конференции

(проректор МГУ П.В. Вржещ, проректор МГУ И.Б. Котлобовский)

Семенов Алексей Львович (академик РАН и РАО, д.ф.-м.н., ректор Московского педагогического государственного университета)

Перспективы развития школьного образования в области математики и информатики

Ткачук Всеволод Арсеньевич (академик РАН и РАМН, д.б.н., декан факультета фундаментальной медицины МГУ)

Выдающиеся достижения биологии в медицине

Подольский Андрей Ильич (д.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ)

Образовательные стандарты нового поколения и «Навыки 21-го века»: благие намерения и реальные возможности

Межсекционное заседание по предметно-тематическим направлениям «Математика», «Информатика»

ауд. 02 Главного здания МГУ

Модераторы Сергеев Игорь Николаевич; Панферов Валерий Семенович;

Федотов Михаил Валентинович

Доклады

Атанасян Сергей Львович (д.пед.н., профессор, зав. кафедрой алгебры, геометрии и методики их преподавания Института математики и информатики МГПУ)

Проблемы модернизации высшего педагогического образования

Босова Людмила Леонидовна (д.пед.н., зав. лабораторией математического, естественнонаучного образования и информатизации Научно-исследовательского института столичного образования МГПУ)

Математические понятия в курсе информатики основной школы

Шейпак Игорь Анатольевич (д.ф.-м.н., профессор механико-математического факультета МГУ)

Олимпиады по математике, проводимые при участии МГУ имени М.В.Ломоносова

Галатенко Владимир Владимирович (к.ф.-м.н., доцент механико-математического факультета МГУ)

ЕГЭ: в ловушке собственных правил

Обсуждение докладов и дискуссия .

Секция 1. Математика

ауд. 1610 Главного здания МГУ

Модераторы Сергеев Игорь Николаевич; Панферов Валерий Семенович

Доклады

Бутузов Валентин Федорович (д.ф.-м.н., профессор физического факультета МГУ, преподаватель геометрии СУНЦ МГУ)

О новом учебно-методическом комплекте по геометрии для общеобразовательных школ

Посицельская Любовь Наумовна (к.ф.-м.н., профессор кафедры высшей математики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета); Горбачева Нина Александровна (учитель математики ГБОУ ЦО «Технологии обучения» г. Москвы)

Подходы к внедрению новых ФГОС по математике в старшей школе

Калачева Наталья Анатольевна (учитель математики МОУ СОШ № 8 г. Клина Московской области)

Проектная деятельность по математике в рамках реализации ФГОС

Костенко Елена Игоревна (учитель математики ГБОУ СОШ № 444 г. Москвы)

Роль математических конкурсов при становлении математического мышления школьников

Лобанова Анастасия Денисовна (аспирант психологического факультета МГУ, учитель математики ГБОУ СОШ № 261 и СОШ № 91 г. Москвы)

Трудность в решении текстовых математических задач у пятиклассников

Панфилова Ольга Владимировна (учитель ГБОУ СОШ № 188 с углубленным изучением экономики г. Москвы)

Модульное обучение на уроках математики

Померанцева Лариса Александровна (учитель математики ГБОУ Государственной столичной гимназии г. Москвы)

Программа математического кружка в 8 классе ГБОУ Государственной Столичной Гимназии г. Москвы

Рябова Тамара Юрьевна (зам. директора по УР, учитель математики МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино Московской области)

Некоторые проблемы использования современных педагогических технологий при обучении математике в профильных классах старшей школы

Панферов Семен Валерьевич (к.ф.-м.н., доцент, с.н.с. НИЦ математического образования МИОО)

Повышение квалификации учителей – необходимое условие успешной реализации концепции математического образования

Бегунц Александр Владимирович (к.ф.-м.н., доцент механико-математического факультета МГУ, учитель математики ГБОУ СОШ № 54 г. Москвы)

Школьные математические состязания и профессиональное ориентирование учащихся

Семенов Павел Владимирович (д.ф.-м.н., зав. кафедрой математического анализа и методики преподавания математики МГПУ, профессор механико-математического факультета МГУ)

Существует ли «реальная» математика?

Мирошин Владимир Васильевич (к.пед.н., учитель математики ГБОУ гимназия № 1522 г. Москвы)

О роли ключевых моментов в решении задач с параметрами

Юмашев Михаил Владиславович (к.ф.-м.н., доцент механико-математического факультета МГУ)

Внутренний экзамен по математике в МГУ

Зеленский Александр Степанович (к.ф.-м.н., доцент механико-математического факультета МГУ)

Роль и место в преподавании математики решений одной задачи разными способами

Кузнецова Татьяна Ивановна (д.пед.н., профессор Институт русского языка и культуры МГУ)

Из истории российского предвузовского образования

Обсуждение докладов и дискуссия .

Секция 2. Информатика

ауд. 02 Главного здания МГУ

Модератор Федотов Михаил Валентинович

Доклады

Киселева Елена Юрьевна (учитель информатики гимназии № 1516 г. Москвы)

Элементы суперкомпьютерного образования в школьном курсе информатики

Бирюкова Татьяна Евгеньевна (учитель информатики МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова» г. Троицка Московской области); Радченко Владимир Вячеславович (заместитель директора НИИЯФ МГУ); Веденкин Николай Николаевич (с.н.с. НИИЯФ МГУ)

Инновационный образовательный проект «СanSat в России»

Моисеева Надежда Николаевна (учитель информатики ГБОУ СОШ № 1432 г. Москвы)

Преподавание темы «Системы управления базами данных» в курсе ИКТ

Сорокина Татьяна Евгеньевна (учитель информатики ГБОУ ЦО № 1240 г. Москвы)

От свободного программного обеспечения к академической честности учащихся

Гончарова Ирина Вячеславовна (учитель информатики ГБОУ СОШ № 1096 г. Москвы)

Проектная деятельность учащихся (из опыта работы)

Старикова Данута Евгеньевна (учитель информатики ГБОУ СОШ № 169 г. Москвы); Ганиева Алсу Гаязовна (учитель информатики МБОУ СОШ № 9 г. Москвы)

Дидактические возможности мультипликации

Ярошевич Ольга Васильевна (учитель информатики НОЧУ СОШ «Премьерский лицей» г. Москвы)

Использование технологии Microsoft Mouse Mischief для PowerPoint в урочной деятельности для повышения мотивации учащихся

Дединский Илья Рудольфович (ст. преподаватель кафедры информатики МФТИ (ГУ), ведущий лектор Образовательной лаборатории Intel)

Углубленное довузовское преподавание программирования

Шаталина Виктория Анатольевна (учитель информатики МАОУ Одинцовский лицей № 6 имени А.С. Пушкина)

Обучение задачам оптимизации на уроках информатики

Обсуждение докладов и дискуссия .

Межсекционное заседание по предметно-тематическим направлениям «Биология», «Экология», «География», «Геология»

ауд. 01 Главного здания МГУ

Модераторы Пивоварова Людмила Васильевна; Попова Людмила Владимировна

Доклады

Пивоварова Людмила Васильевна (д.пед.н., к.б.н., в.н.с. биологического факультета МГУ)

Формирование биолого-экологической грамотности как необходимой составляющей жизненной и профессиональной компетентности

Потапова Татьяна Васильевна (д.б.н., в.н.с. НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ)

Специальная образовательная программа НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ – «Человек и природа. Первые шаги»

Курило Любовь Федоровна (д.б.н., профессор, руководитель лаборатории генетики нарушения репродукции медико-генетического научного центра РАМН)

Факторы, повреждающие репродуктивное здоровье человека

Рыхликова Марина Евгеньевна (к.б.н., с.н.с. Института экологического почвоведения МГУ); Рахлеева Анна Алексеевна (к.б.н., зам. декана факультета почвоведения МГУ)

Организация проектной научно-исследовательской деятельности школьников в рамках Российского образовательного телекоммуникационного проекта «Экологическое Содружество»

Обсуждение докладов и дискуссия .

Секция 3. Биология

ауд. 01 Главного здания МГУ

Модераторы Пивоварова Людмила Васильевна; Белякова Галина Алексеевна

Доклады

Ракитина Наталья Григорьевна (учитель биологии ГБОУ СОШ № 192 г. Москвы)

Практикум по молекулярной биологии в школе

Куликова Марина Владимировна (к.б.н., ученый секретарь Государственного биологического музея имени К.А.Тимирязева)

Музей и школа: пути взаимодействия

Чуракова Светлана Валерьевна (учитель биологии, директор ГБОУ СОШ № 119 г. Москвы)

Опыт использования технологии “кейс стади” в преподавании биологии в школе

Андреева Алла Евгеньевна (к.б.н., с.н.с. ботанического сада биологического факультета МГУ)

Урок в ботаническом саду: новые возможности для привлечения школьников к исследовательской деятельности

Жиганова Лариса Петровна (к.б.н., с.н.с. Института США и Канады РАН, учитель биологии ГБОУ СОШ № 171 г. Москвы), Смирнов Иван Алексеевич (к.б.н., учитель биологии ГБОУ СОШ № 171)

Организация профильного изучения биологии в лицейских классах ГБОУ СОШ № 171

Касаткин Михаил Васильевич (зав. отделом общей биологии и эволюции Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева)

Непрерывное образование и естественно-научные музеи

Дмитриева Марина Тигриевна (учитель биологии ГБОУ СОШ № 1353 г. Москвы)

Размышления о биологической олимпиаде школьников в свете освоения ФГОС третьего поколения

Балакина Наталия Анатольевна (учитель биологии ГБОУ гимназия № 1541 г. Москвы); Липина Светлана Николаевна (учитель биологии ГБОУ СОШ № 1214 г. Москвы)

Методология познания

Смирнов Иван Алексеевич; Седелкин Михаил Александрович (методисты Городского методического центра Департамента образования г. Москвы)

Опыт проведения уроков географии и биологии на базе музеев г. Москвы в рамках системно-деятельностного подхода

Хайбулина Каринэ Владимировна (учитель биологии МБОУ СОШ № 31 г. Мытищи Московской области)

Методические рекомендации по организации учебной деятельности на уроках биологии

Бахолдина Варвара Юрьевна (д.б.н., профессор биологического факультета МГУ)

Соотношение достоверности и вероятности в разделах учебных курсов по антропологии для вузов и школ

Бурцева Ольга Игоревна (учитель биологии ГБОУ гимназия № 1567 г. Москвы)

Научно-исследовательская лаборатория в школе

В обсуждении докладов и дискуссии принимают участие И.В. Авдеева, Н.А. Авдеева, В.В. Белоусова, И.С. Давыдова, Ф.О. Каспаринский, С.Ю. Курчашова, И.Е. Михайлов, В.В. Мурашев, М.Н. Пикуленко, Е.И. Полянская, Л.В. Попова, О.Н. Ридигер, Е.М. Шляева, И.Б. Ягодина и другие.

Секция 4. География, экология, геология

ауд. 415 Главного здания МГУ

Модераторы Попова Людмила Владимировна; Косицкий Алексей Григорьевич

Доклады

Миньяр-Белоручев Константин Валерьевич (к.и.н., доцент исторического факультета МГУ)

География для школы – география для жизни

Коршунова Марина Петровна (директор Школы юного географа географического факультета МГУ)

Школа юного географа как пример профессионального ориентирования школьников

Щербаков Василий Дмитриевич (к.г.-м.н., директор Геологической школы геологического факультета МГУ)

Дополнительное образование школьников в Геологической школе МГУ

Булдыгина Светлана Викторовна (учитель биологии ГБОУ лицей № 1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана)

Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников

Ридигер Ольга Николаевна (к.пед.н., с.н.с. ФГНУ Институт семьи и воспитания РАО)

Социально-педагогические технологии формирования экологической культуры школьников

Павлова Александра Андреевна (аспирант кафедры физики естественных факультетов Московского педагогического государственного университета, учитель ГБОУ гимназии № 1505 г. Москвы)

Разработка лабораторного практикума по экологии с использованием цифровых лабораторий

Горячева Тамара Игоревна (учитель географии ГБОУ СОШ № 546 г. Москвы)

Метаметодический подход как условие формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках географии

Фисенко Любовь Григорьевна (методист Методического центра Восточного окружного управления образования г. Москвы)

Организация работы по экологическому образованию и воспитанию в образовательных учреждениях Восточного округа г. Москвы

Чараева Ирина Владимировна (учитель географии школы № 1498 г. Москвы)

Космическая география и школьное образование

Григорьева Анастасия Владимировна (учитель географии ГБОУ СОШ № 184 г. Москвы)

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС (на примере уроков географии)

Шилова О льга Викторовна (учитель географии МОУ лицей г. Фрязино Московской области)

Применение электронных средств обучения на уроках географии

В обсуждении докладов и дискуссии принимают участие Е.В. Стипаненко, С.А. Тетроева и другие.

Секция 5. Физика

ауд. 5-19 Физического корпуса МГУ

Модераторы Парфенов Константин Владимирович; Воронцов Александр Сергеевич;

Масленникова Анна Дмитриевна

Доклады

Засов Анатолий Владимирович (д.ф.-м.н., профессор, зав. отделом внегалактической астрономии ГАИШ имени П.К. Штернберга МГУ)

Космос как физическая лаборатория

Есиков Дмитрий Александрович (к.ф.-м.н., педагог дополнительного образования, зав. лабораторий ГБОУ школы-интерната «Интеллектуал» г. Москвы)

Организация STEM-образования в школе

Николаева Ольга Константиновна (учитель физики ГБОУ СОШ № 1155 г. Москвы, руководитель школьного космического музея «Покорители вселенной»)

Использование элементов космического образования в школе с целью профессионального ориентирования в контексте выбора образовательной и профессиональной траектории школьника

Пещеркина Валентина Валентиновна (учитель физики МОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино Московской области)

Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики hчерез привлечение обучающихся к исследовательской деятельности

Рыжиков Сергей Борисович (к.ф.-м.н., доцент, директор Вечерней физической школы при физическом факультете МГУ)

Развитие навыков устных докладов по физике у одаренных школьников 8-9 классов в Вечерней физической школе при физическом факультете МГУ

Шпилевская Татьяна Ивановна (учитель физики, зам. директора МОУ СОШ № 1 г. Фрязино Московской области)

Деятельностный подход в обучении физике

Ястребов Леонид Иосифович (к.ф.-м.н., профессиональный репетитор)

ЕГЭ, как повод изучить физику. Элективный курс

Колтунов Роман Павлович (учитель информатики и физики ГБОУ СОШ № 1164 г. Москвы)

Моделирование с использованием ИКТ на уроках физики

Ваганова Алла Витальевна (учитель физики МБОУ «Гимназия» г. Новоуральска Свердловской области)

Формирование универсальных учебных действий у учащихся при обучении физике средствами технологии учебного проблемного исследования

Лысоконь Анна Анатольевна (учитель физики МОУ СОШ № 20 имени Н.З. Бирюкова)

Повышение мотивации учащихся к изучению физики средствами проектной деятельности

Филиппова Ольга Вячеславовна (учитель физики МОУ СОШ № 11 г. Орехово-Зуево Московской области)

Преподавание в школе и профессиональное ориентирование в контексте выбора образовательной и профессиональной траектории школьника

Осипова Людмила Геннадьевна (учитель физики и информатики МБОУ СОШ № 8 г. Щелково Московской области)

Применение контролирующих и обучающих программ по физике в школе

Полякова Светлана Алексеевна (учитель физики МБОУ СОШ № 8 г. Ступино Московской области)

Профильное образование через проектную деятельность

Тищенко Людмила Викторовна (учитель физики МБОУ лицей № 5 г. Зарайска Московской области)

Уроки-практикумы по физике как средство развития творческих способностей старшеклассников

Голева Надежда Леонидовна (учитель физики МБОУ «Школа № 27» г. Балашихи Московской области)

«Рабочая папка учителя физики» как один из инструментов реализации ФГОС

Казакова Юлия Владимировна (к.пед.н., учитель физики, методист ГБОУ СОШ № 546 г. Москвы)

Оценка результатов внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной системе образования

Обсуждение докладов и дискуссия .

Секция 6. Химия

ауд. БХА Химического корпуса МГУ

Модераторы Кузьменко Николай Егорович; Рыжова Оксана Николаевна

Доклады

Рыжова Оксана Николаевна (к.пед.н., доцент химического факультета МГУ)

Естественнонаучное образование: взаимодействие высшей и средней школы

Макаркина Мария Юрьевна (учитель химии МОУ СОШ № 11 г. Орехово-Зуево Московской области)

Преподавание в школе и профессиональное ориентирование в контексте выбора образовательной и профессиональной траектории школьника

Пронина Инна Ивановна (к.пед.н, учитель химии МБОУ «Школа № 22» г. Балашихи Московской области)

Проверка достижения учащимися предметных и метапредметных результатов обучения химии

Молчанова Галина Николаевна (к.х.н., учитель химии МОУ СОШ имени А.П. Чехова г. Истры Московской области)

Использование минисправочника «Органическая химия в реакциях» при изучении химии в непрофильных классах

Григорьев Андрей Николаевич (к.х.н., доцент химического факультета МГУ, учитель химии ГБОУ СОШ № 171 г. Москвы)

Школьная подготовка абитуриентов и результаты учебы студентов I курса химического факультета МГУ

Загорский Вячеслав Викторович (д.пед.н., к.х.н., профессор СУНЦ МГУ)

Интернет-поддержка курса химии в классах физико-математического профиля СУНЦ МГУ

Тюльков Игорь Александрович (к.пед.н., доцент химического факультета МГУ)

Современная структура химических олимпиад школьников и система подготовки к ним

Морозова Наталья Игоревна (к.х.н., доцент СУНЦ МГУ)

Особенности преподавания на химико-биологическом отделении СУНЦ МГУ

Орлова Светлана Игоревна (учитель химии ГБОУ СОШ № 37 г. Москвы, аспирант факультета педагогического образования МГУ)

Система оценки остаточных знаний школьного курса химии

Белевцова Елизавета Анатольевна (аспирант химического факультета МГУ)

Математика в задачах вступительных экзаменов по химии: опыт МГУ

В обсуждении докладов и дискуссии принимают участие Я.А. Грицюк, М.А. Сунцова, Е.Д. Демидова, О.В. Платонычева, Н.В. Саидова, И.Е. Михайлов, Н.В. Попова, Е.А. Менделеева, О.В. Колясников, А.М. Галин, В.В. Миняйлов, М.В. Ситникова А.А. Джатдоева, М.И. Эркенова, С.С. Марьясина, Н.А. Андреева и другие.

Секция 7. Психолого-педагогические технологии образования по естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе

ауд. 611 Главного здания МГУ

Модераторы Подольский Андрей Ильич; Погожина Ирина Николаевна

Доклады

Сиднева Анастасия Николаевна (к.психол.н., н.с. факультета психологии МГУ; учитель начальных классов и зам. директора ГБОУ СОШ № 261, г. Москвы)

Психологический анализ урока с позиций деятельностного подхода

Дерябина Наталья Евгеньевна (к.пед.н., доцент факультета психологии МГУ)

Проблемы реализации ФГОС в средней школе

Гордеева Тамара Олеговна (к.психол.н., доцент факультета психологии МГУ); Гижицкий Виктор Владимирович (аспирант факультета психологии МГУ)

Школьный обман в учебном процессе и условия его предотвращения

Балакина Наталья Анатольевна (учитель биологии ГБОУ гимназии № 1541 г. Москвы); Степанова Марина Анатольевна (к.психол.н., доцент факультета психологии МГУ)

Использование деятельностного подхода при формировании познавательной мотивации на уроках биологии

Глотова Галина Анатольевна (д.психол.н., в.н.с. факультета психологии МГУ)

Подготовка специалистов исследовательского типа для работы с особыми категориями учащихся

Шебырова Лариса Геннадьевна (учитель химии ГБОУ СОШ № 169 г. Москвы)

Метапредметный подход в школьном химическом образовании как средство формирования у учеников единой научной картины мира

Шегурова Валентина Юрьевна (к.пед.н., зам. директора Московского лицея «Ступени»)

Формирование метапредметных компетенций в процессе преподавания физики в школе

Подольская Татьяна Афанасьевна (д.психол.н., г.н.с. Института психолого-педагогических проблем детства РАО); Пегушина Татьяна Васильевна (учитель ГБОУ СОШ № 1294 г. Москвы)

Проектный метод при изучении экологических дисциплин в школе

Погожина Ирина Николаевна (к.психол.н., доцент факультета психологии МГУ)

Взаимосвязь уровня развития логического мышления и успешности усвоения естественнонаучных дисциплин

В обсуждении докладов и дискуссии принимают участие Н.А. Рождественская, Т.В. Габай, И.В. Коротаева, А.В. Грошева, Л.А. Сагитова, И.Н. Городничева, Е.В. Высоцкая, Е.С. Климина, С.Б. Хребтова Т.К. Гавриченкова, Ж.В. Беляева, М.А. Величкина, С.В. Каплевская, А.К. Ерофеев, С.В. Панферов, О.В. Панфилова, Н.Ю. Варгина, Д.В. Пшеничнюк, В.А. Негрий, А.В. Березина, И.В. Мельникова, И.А. Рязанов, Е.И. Родионова, А.В. Тихомиров, А.М. Пашинский и другие.

В очередной раз гостеприимно распахнул свои двери для учителей и преподавателей ВУЗов лучший университет России МГУ им. М.В. Ломоносова. 16 ноября 2013 г. в МГУ прошла Третья научно-методическая конференция «Новые образовательные программы МГУ и школьное образование» по естественнонаучным дисциплинам.

На этот раз на повестке дня стоял ряд важнейших вопросов образования. На научно-методической конференции обсуждалось развитие новых образовательных программ МГУ и проблемы российского школьного образования, которые волнуют сейчас не только преподавательский эшелон России, но и неравнодушных родителей и всех активных граждан нашей страны. С приветственным словом от организационного комитета конференции выступил проректор МГУ Игорь Борисович Котлобовский, который отметил важность таких встреч преподавателей ВУЗов, школьных учителей, талантливых детей для совершенствования программ математического образования в высшей и старшей школе.

С докладом о перспективах развития образования в области математики и информатики выступил Алексей Львович Семенов, академик РАН и РАО, доктор физ.-мат. наук, ректор Московского педагогического государственного университета. Он подчеркнул, что главным национальным достоянием России является именно образование и особенно образование математическое, которое помогает каждому члену общества рационально, грамотно решать любые проблемы, с которыми сталкиваются люди в процессе своей жизнедеятельности. Главное не только быстро и правильно считать, а развить логическое мышление, сформировать все необходимые компетенции для успешной работы в любой отрасли промышленности, сельского хозяйства, экономики. В докладе была отмечена необходимость совершенствования не только процесса обучения учащихся, студентов, форм контроля знаний выпускников, но и процесса подготовки новых педагогических кадров.

С большим интересом участники конференции прослушали доклад Всеволода Арсеньевича Ткачука, академика РАН и РАМН, доктора биол. наук, декана факультета фундаментальной медицины МГУ, о выдающихся достижениях биологии в медицине. Он подчеркнул необходимость наличия системных знаний у учащихся, студентов и аспирантов в области математики и информатики, роль метапредметных связей в исследовательской и научной работе. В популярной форме, доступно для слушателей, преподавателей предметов естественнонаучного цикла, было рассказано о новейших достижениях в области генетики.

Пленарное заседание продолжил доклад Андрея Ильича Подольского, доктора психол. наук, профессора, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ «Образовательные стандарты нового поколения и «Навыки XXI века»: благие намерения и реальные возможности». Впервые с такой высокой трибуны учителя услышали о необходимости создания благоприятного психологического климата в работе учителя. Много говорят о психологических нагрузках учащихся, студентов, но практически нигде не пишут о стрессах учителей от постоянных нововведений, смены форм контроля знаний учащихся, форм аттестации. Кафедра психологии МГУ занимается разработкой материалов по стрессоустойчивости педагогов. Особый интерес у учителей и преподавателей ВУЗов вызвали выступления известных ученых и педагогов на двух межсекционных заседаниях, одно из которых было посвящено математике и информатике, а второе – наукам о жизни и Земле (биологии, экологии, географии и геологии).

На секции «Математика» доктор физ.-мат. наук, профессор физического факультета МГУ, преподаватель геометрии СУНЦ МГУ Валентин Федорович Бутузов рассказал о новом учебно-методическом комплекте по геометрии для общеобразовательных школ. Интерес к новому пособию растет с каждым годом, дизайн страниц учебника, подбор опорных, стартовых задач, новый подход к доказательствам некоторых теорем и известных фактов – все это побуждает переход учителей на преподавание по этому пособию. Апробация курсов геометрии 7 – 9 класса идет полным ходом. Готовятся к выпуску учебники геометрии для 10-11 классов.

Александр Владимирович Бегунц (кандидат физ.-мат. наук, доцент механико-математического факультета МГУ, учитель математики ГБОУ СОШ №54 г. Москвы), являющийся одними из организаторов олимпиад при МГУ, рассказал о путях совершенствования форм этих олимпиад. Необходимость этого вызвана, к сожалению, нечистоплотностью некоторых регионов, стремящихся любым способом попасть в число лучших. Конечно, много было выступлений, в которых уделялось немало внимания проблемам, связанным с ЕГЭ. В дальнейшем предполагается переход на систему двухуровневого экзамена. Речь идет о разделении заданий по математике обязательного уровня и профильного.

Особый интерес вызвали у математиков выступления практического содержания авторов известных пособий по математике Владимира Васильевича Мирошина, кандидата педагог. наук, поделившегося со слушателями идеей рационального решения уравнения с параметром, и Александра Степановича Зеленского, кандидата физ.-мат. наук, доцента механико-математического факультета МГУ. Александр Степанович показал учителям математики разные способы решения одной интересной задачи. В своем выступлении он подчеркнул, что решение таких задач улучшает гибкость мышления, повышает качество усвоения материала, устанавливает и укрепляет межпредметные и внутрипредметные связи, является элементом эстетического воспитания учащихся. Таким образом, сочетание разных способов решения (арифметических, алгебраических, геометрических, физических, аналитических, графических) в рамках одной задачи очень полезно, и значительно расширяет кругозор учащихся.

Выступали на конференции и дети. На встречу с участниками конференции пришла Марина Петровна Коршунова, директор Школы юного географа (Школа ЮНГ) географического факультета МГУ. Сами школьники, обучающиеся в школе ЮНГ, с увлечением рассказывали о своей исследовательской работе в Италии, Югославии и о желании поступить на этот факультет в будущем. Такая работа является ярким примером профессионального ориентирования школьников. Кандидат физ.-мат. наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ математического образования МИОО Семен Валерьевич Панферов отметил в своем выступлении, что повышение квалификации учителей – это необходимое условие успешной реализации концепции математического образования. Он поделился впечатлениями об успешной работе с учителями Калининградской области и города Москвы. Собственно говоря, такие конференции и есть одна из форм повышения квалификации педагогов.

Участники секции «Математика» выработали резолюцию, в которой подчеркнули, что математическое образование есть:

  • один из важнейших компонентов развития личности, необходимый как средство общения, основа интеллектуального и творческого развития, понимания законов мироздания и подготовки к будущей профессии;
  • стратегический ресурс инновационного развития России, что многократно доказано отечественным и всемирным историческим опытом;
  • благо, на которое имеет право каждый человек и которое Российское государство должно гарантировать каждому своему гражданину.

Хочется поблагодарить всех преподавателей МГУ за такое замечательное содержание конференции. Особо хочется выразить признательность Панферову С.В. за организацию неоднократных встреч с известными математиками России, за организацию Летней школы, за щедрость, готовность помочь учителям в любой инициативе приобретения новых знаний.

Ланцева И.А., Шапарева Е.Г, учителя математики МОУ СОШ №4 г. Брянска

© 2010-2013 Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.