Философские головоломки

Предмет: 
Философия
Автор: 
Казакова А.Е., старший преподаватель философского факультета МГУ
Аннотация: 

Слайд «Аннотация»-2:
В области философских исследований науки «головоломками» называют интересные проблемы, которые увлекают ученых на протяжении «нормального» - не революционного - развития науки.
Особенность философских «головоломок» в том, что они междисциплинарны.
Эта лекция о «головоломках», связанных с человеческим сознанием – одним из наиболее популярных направлений современной философии. Она состоит из двух разделов:
Слайд «Аннотация»-3:
I. «Пространство и время» (человек и природа)

В разделе обсуждаются следующие темы:
• «Пространство и время» как условия человеческого восприятия
• «Пространство и время» как физические характеристики природы
• «Пространство и время» как условные соглашения между людьми

Разбираются примеры: физической, математической и социологической интерпретации пространства и времени.
Слайд «Аннотация»-4:
II. «Сознание» (человек и общество)

В разделе обсуждаются следующие темы:
• Сознание как результат эволюционного развития человека
• Сознание как сверхмощный вычислитель
• Сознание как «отпечаток» человеческой культуры

Разбираются примеры: логико-математической, психолого-биологической, гуманистической интерпретации сознания.
Слайд «Аннотация»-5:
В заключении дается характеристика исторически сложившихся предметов философского анализа.
Освоение материала лекции, включая дополнительную литературу, видео-лекции и документальные фильмы, не только дает представление о философии, но и может помочь школьнику старших классов согласовать представления, сложившиеся в ходе изучения основных школьных дисциплин.

Краткая презентация: 
Вопросы: 

I. «Пространство и время»

Предварительные вопросы:
1. Что мы имеем ввиду, когда говорим «у меня нет времени»?
2. Как с английского переводится «time out»? В каких случаях используется это выражение?

Промежуточные вопросы:
1. Вспомните известные Вам определения пространства и времени из физики и математики.
2. Приведите пример физической формулы, содержащей параметр – время – t.
3. Как определяется множество в математике?
4. Опишите пространство не освещенной комнаты.
5. Можете ли вы представить себе совершенно «пустое» пространство?
6. Приведите пример социальных практик, осуществляемых одновременно.
7. Вспомните концепцию, в которой основой исследования социальных практик было разделение труда, (а не разделение времени).

II. «Сознание»

Предварительные вопросы:
1. Что значит мыслить?
2. Можно ли дать универсальное определение мышлению?
3. Как один человек может определить, мыслит ли другой человек в какой-то конкретный момент времени?
4. Как люди понимают друг друга?

Промежуточные вопросы:
1. Сделайте вывод из следующих посылок:

«Все птицы имеют крылья»
«Пингвин — птица»
{«Пингвин имеет крылья»}
2. Как Вы понимаете назначение языка программирования? Приведите пример такого языка.
3. Что дают исследования ИИ развитию представлений о сознании? Почему попытки создать ИИ могут помочь в решении головоломки «сознания»?
4. Вспомните из курсов химии и биологии, что такое химическая реакция, физиология, нервная система?
5. Верно ли следующее умозаключение?

Все насекомые нуждаются в кислороде.
Мыши нуждаются в кислороде.
{Мыши — насекомые. (?) }
6. Что такое «гуманистический»?
7. Приведите пример известных Вам современных текстов и документов. Нужны ли Вам какие-то специфические знания для их понимания? Что вы делаете, если встречаете непонятный Вам текст?

Итоговые вопросы:
Объясните, как Вы понимаете высказывание Конфуция «Мудр тот, кто знает, что он знает то, что он знает, и знает, что он не знает того, чего не знает»?

Дополнительные материалы: 

Ссылки к лекции:
Кун Т.С. «Структура научных революций» Нормальная наука как решение головоломок
Кант И. «Критика чистого разума» Трансцендентальная эстетика. О пространстве.
Кант И. «Критика чистого разума» Трансцендентальная эстетика. О времени.
Рейхенбах Г. «Направление времени» (цитаты)
Пуанкаре А. «Наука и метод» Математическое рассуждение. Относительность пространства.
Стюарт Я. «Топология» (статья из физ.-мат. журнала «Квант»)
Геометрия пространства-времени (глава из учебника на портале all-fizika.com)
Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». Пространств