Философские головоломки

Предмет: 
Философия
Автор: 
Казакова А.Е., старший преподаватель философского факультета МГУ
Аннотация: 

Слайд «Аннотация»-2:
В области философских исследований науки «головоломками» называют интересные проблемы, которые увлекают ученых на протяжении «нормального» - не революционного - развития науки.
Особенность философских «головоломок» в том, что они междисциплинарны.
Эта лекция о «головоломках», связанных с человеческим сознанием – одним из наиболее популярных направлений современной философии. Она состоит из двух разделов:
Слайд «Аннотация»-3:
I. «Пространство и время» (человек и природа)

В разделе обсуждаются следующие темы:
• «Пространство и время» как условия человеческого восприятия
• «Пространство и время» как физические характеристики природы
• «Пространство и время» как условные соглашения между людьми

Разбираются примеры: физической, математической и социологической интерпретации пространства и времени.
Слайд «Аннотация»-4:
II. «Сознание» (человек и общество)

В разделе обсуждаются следующие темы:
• Сознание как результат эволюционного развития человека
• Сознание как сверхмощный вычислитель
• Сознание как «отпечаток» человеческой культуры

Разбираются примеры: логико-математической, психолого-биологической, гуманистической интерпретации сознания.
Слайд «Аннотация»-5:
В заключении дается характеристика исторически сложившихся предметов философского анализа.
Освоение материала лекции, включая дополнительную литературу, видео-лекции и документальные фильмы, не только дает представление о философии, но и может помочь школьнику старших классов согласовать представления, сложившиеся в ходе изучения основных школьных дисциплин.

Краткая презентация: 
Вопросы: 

I. «Пространство и время»

Предварительные вопросы:
1. Что мы имеем ввиду, когда говорим «у меня нет времени»?
2. Как с английского переводится «time out»? В каких случаях используется это выражение?

Промежуточные вопросы:
1. Вспомните известные Вам определения пространства и времени из физики и математики.
2. Приведите пример физической формулы, содержащей параметр – время – t.
3. Как определяется множество в математике?
4. Опишите пространство не освещенной комнаты.
5. Можете ли вы представить себе совершенно «пустое» пространство?
6. Приведите пример социальных практик, осуществляемых одновременно.
7. Вспомните концепцию, в которой основой исследования социальных практик было разделение труда, (а не разделение времени).

II. «Сознание»

Предварительные вопросы:
1. Что значит мыслить?
2. Можно ли дать универсальное определение мышлению?
3. Как один человек может определить, мыслит ли другой человек в какой-то конкретный момент времени?
4. Как люди понимают друг друга?

Промежуточные вопросы:
1. Сделайте вывод из следующих посылок:

«Все птицы имеют крылья»
«Пингвин — птица»
{«Пингвин имеет крылья»}
2. Как Вы понимаете назначение языка программирования? Приведите пример такого языка.
3. Что дают исследования ИИ развитию представлений о сознании? Почему попытки создать ИИ могут помочь в решении головоломки «сознания»?
4. Вспомните из курсов химии и биологии, что такое химическая реакция, физиология, нервная система?
5. Верно ли следующее умозаключение?

Все насекомые нуждаются в кислороде.
Мыши нуждаются в кислороде.
{Мыши — насекомые. (?) }
6. Что такое «гуманистический»?
7. Приведите пример известных Вам современных текстов и документов. Нужны ли Вам какие-то специфические знания для их понимания? Что вы делаете, если встречаете непонятный Вам текст?

Итоговые вопросы:
Объясните, как Вы понимаете высказывание Конфуция «Мудр тот, кто знает, что он знает то, что он знает, и знает, что он не знает того, чего не знает»?

Дополнительные материалы: 

Ссылки к лекции:
Кун Т.С. «Структура научных революций» Нормальная наука как решение головоломок
Кант И. «Критика чистого разума» Трансцендентальная эстетика. О пространстве.
Кант И. «Критика чистого разума» Трансцендентальная эстетика. О времени.
Рейхенбах Г. «Направление времени» (цитаты)
Пуанкаре А. «Наука и метод» Математическое рассуждение. Относительность пространства.
Стюарт Я. «Топология» (статья из физ.-мат. журнала «Квант»)
Геометрия пространства-времени (глава из учебника на портале all-fizika.com)
Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». Пространство потоков. Раздел 6.6.
Декарт Р. «Размышления о первой философии» Второе размышление.
Искусственный интеллект (портал)
Серль Дж. «Сознание, мозг и программы»
Данилова H.H. «Физиология высшей нервной деятельности»
Маркус Г. «Несовершенный человек: Случайность эволюции мозга и ее последствия» Убеждения. Элементы большой науки (портал)
Платон «Кратил. Или о правильности имен»
Рикер П. «Герменевтика и социальные науки»
Луман Н. «Общество как социальная система»
Тапскотт Д., Уильямс Э. «Викиномика: как мировое сотрудничество изменяет всё»
Видео-лекции:
Sean Carroll on the arrow of time (Part 1)
Sean Carroll on the arrow of time (Part 2)
Marvin Minsky on health and the human mind
Dan Dennett on our consciousness
Steven Pinker on language and thought
Говард Рейнгольд о сотрудничестве (Howard Rheingold: The new power of collaboration)
Фильмы:
«Что такое свет» /Light Fantastic, Режиссер: А. Джилингс, Производство: BBC, Великобритания, 2006. (в 4-х частях)
«Тайны мозга» /Brain Story, Режиссер: Э. Коен, Производство: BBC, Великобритания, 2005. (в 3-х частях)
«История Интернет» /Download: The True Story of the Internet Автор: J. Heilemann, Производство: Discovery Science, США, 2005. (в 3-х частях: : «Война браузеров», «История Интернет-поиска и Google», «Власть народу»)

Список тем, которые можно изучать в качестве продолжения лекции:
1. Образование в условиях информационного общества.
2. Познание и образование. Процесс самопроизвольного развития познания и организованное образование: проблема согласования.
3. Образование и обучение.
4. Образовательные среды и системы.
5. Цели и ценности образования.
6. Исторические идеалы образования.
7. Виды образования.
8. Творчество в образовании.