Берестяные грамоты древнего Новгорода

Предмет: 
Филология
Автор: 
Бегунц Ирина Владимировна, преподаватель филологического факультета МГУ
Аннотация: 

Лекция «Берестяные грамоты древнего Новгорода» знакомит слушателей с уникальным источником сведений об истории Руси и истории русского языка - грамотами, написанными много веков назад в Великом Новгороде и окрестностях. Приводятся необходимые сведения из области археологии: особенности культурного слоя Новгорода, метод дендрохронологии. Рассматриваются языковые особенности новгородских берестяных грамот, как фонетические, так и грамматические. Анализируются две грамоты XIV в. - № 43 и № 53, приводятся прориси грамот, текст, перевод и комментарий.

Краткая презентация: 
Вопросы: 

a) Предварительные вопросы.
1. Что вы слышали / знаете о новгородских берестяных грамотах?
2. Бывали ли Вы в Великом Новгороде и посещали ли раскопки?
3. Какие тексты на древнерусском языке вам приводилось читать?

b) Промежуточные вопросы.

1. Как, используя метод дендрохронологического датирования, определить дату спила произвольного куска древесины, обнаруженного в культурном слое Новгорода?
2. Разбор грамот № 43 и № 53 предполагает обращение к аудитории, т.е. приветствуется активность слушающих и им предоставляется возможность самим вслух читать и разбирать предложенные тексты.
3. Какие языковые особенности древненовгородского диалекта отражены в грамоте № 53?

c) Итоговые вопросы.

1. Какие особенности культурного слоя Новгорода делают возможным сохранение в нем берестяных грамот?
2. О чем пишут авторы берестяных грамот?
3. Какие диалектные особенности отражаются в грамотах?

Дополнительные материалы: 

Литература:

  • В.Л.Янин. Я послал тебе бересту… (издания разных лет)
  • А.А.Зализняк. Древненовгородский диалект. М., 2004.
  • В.Л.Янин., А.А.Зализняк. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1990-1996 гг.). Том Х. М., 2000.
  • В.Л.Янин., А.А.Зализняк., А.А.Гиппиус. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1997-2000 гг.). Том XI. М., 2004.

Электронный ресурс:

Список тем, которые можно изучать в качестве продолжения лекции или которые связаны с тематикой лекции.

  • Фонетические и грамматические особенности современных диалектов.
  • Языковая ситуация Древней Руси.
  • Письменные памятники древнерусского периода: деловые и книжные тексты.