Культура письменной речи в информационном обществе

Предмет: 
Иностранный язык
Автор: 
Максим Ильяхов, преподаватель факльтета иностранных языков и регионоведения МГУ
Аннотация: 

Современное развитый мир перешёл в стадию информационного общества. Главная ценность — информация. Так как информации чрезвычайно много, нужно уметь её эффективно обрабатывать и умело создавать.
Мы не умеем ни того, ни другого — потому что не до конца осознали, что изменилось вокруг и какие требования к нам предъявляются. Тем временем оказалось, что люди, не готовые вести эффективную письменную коммуникацию и обрабатывать информацию, либо вынуждены научиться этому, либо уходят из профессии.
Чтобы вести эффективную письменную коммуникацию, нужно разорвать порочный круг формализма, канцеляризма и псевдонаучности. Нужно взять на вооружение инструменты информационного общества: информативность, структуру и информационный дизайн.
Информативность — это очищение текста от ненужных слов и предложений. Под нож идут отглагольные существительные, клише и канцеляризмы, паразиты времени, очевидные сущности, непонятные определения, плеоназмы, лишние логические связки и гиперонимы.
Структура выстраивается с помощью модели «Пирамида» — самое главное в начале текста, далее постепенно развиваем аргументацию.
Инфодизайн — это оформление текста с помощью белого пространства и простых способов выделения.
В комплексе эти инструменты позволят молодому специалисту вести эффективную письменную коммуникацию, что даёт мощное конкурентное преимущество. Писать просто, ясно и чисто — вот наша задача.

Краткая презентация: 
Дополнительные материалы: 

Дополнительные источники и ресурсы

Справочники

  • Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора — ИЗДАЛ, 2010 г.
  • Советы о тексте, редактуре и информационном стиле в Дизайн-бюро Артёма Горбунова: http://maximilyahov.ru/soviet/
  • Strunk W. Jr., White B., Elements of Style, любое издание

Литература об инфодизайне

  • Tufte, Edward The Visual Display of Quantitative Information, Graphics Press, 2001
  • Tufte, Edward Envisioning Information, Graphics Press, 1999
  • Лазарев Д. Презентация. Лучше один раз увидеть! Альпина бизнес букс, 2010 г.

Литература о письменной речи

  • Карепина А. Искусство делового письма — Законы, хитрости, инструменты. Манн, Иванов и Фербер, Аймобилко: http://www.imobilco.ru/books/-/465884/
  • Назайкин А. Практика рекламного текста, Бератор-пресс, 2001 г.
  • Попов А. Блоги. Новая сфера влияния, Манн, Иванов и Фарбер, 2009 г.
  • Кинг С. Как писать книги. Мемуары о ремесле, 2009 г.