Занимательная геология. Минералы и горные породы в жизни современного человека.

Предмет: 
География
Автор: 
Е.Д.Шеремецкая
Аннотация: 

Лекция «Занимательная геология. Минералы и горные породы в жизни современного человека» посвящена минералам и горным породам, их использованию в хозяйстве и повседневной жизни. Лекция закрепляет материал, пройденный школьниками в рамках предметов «Окружающий мир» и «География» и призвана расширить знания учащихся по темам «Минералы и горные породы» и «Полезные ископаемые». В структуру лекции входят подтемы, касающиеся классификаций минералов и горных пород, специфических диагностических свойств минералов, которые можно определить, не обладая специальными знаниями по минералогии и геологии. Основное место в лекции уделено вписанию минералов и горных пород в повседневную жизнь современного человека. Приведены примеры использования минералов в ювелирном деле, в машиностроении, в производстве предметов быта. Особо отмечаются минералы – руды металлов, горные породы – горючие полезные ископаемые. Приводятся примеры уникальных художественно-исторических произведений, созданных с использованием горных пород и минералов. Один из разделов лекции посвящен воображаемой прогулке по г.Москве и примерам использования в архитектуре и отделке зданий и сооружений наиболее распространенных и знакомых учащимся по школьному курсу горных пород.

Краткая презентация: 
Вопросы: 

а. Предварительные вопросы.

1. Дайте определение терминов «минерал» и «горная порода».
2. Какие минералы и горные породы вы знаете?
3. Что такое «полезные ископаемые»?
4. Какие полезные ископаемые вы знаете?
5. Как образуются горные породы?

b. Промежуточные вопросы.

1. Какие главные диагностические признаки есть у минералов?
2. Что представляет собой классификация горных пород по происхождению?

с. Итоговые вопросы.

1. Является цвет минерала его главным диагностическим признаком? Объясните ответ.
2. Как определить твердость минерала?
3. Приведите пример минералов обладающих магнитностью, запахом, вкусом, горючестью.
4. Приведите примеры использования минералов человеком?
5. На какие группы по химическому составу делятся магматические горные породы?
6. Какой принцип положен в классификацию осадочных обломочных горных пород?
7. Приведите примеры использования горных пород человеком.

Дополнительные материалы: 

Ссылки на интернет-ресурсы и литературу

1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.catalogmineralov.ru
3. http://www.mindat.org
4. http://www.fmm.ru
5. http://wiki.web.ru
6. http://www.sgm.ru
7. География. Природа и люди. 6 класс. Москва, 2010
8. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. Москва, 1959
9. Короновский Н.В. Общая геология. Москва, 2003
10. Энциклопедия для детей. Аванта+. География. Москва, 1995
11. Энциклопедия для детей. Аванта+. Геология. Москва, 1995

Список тем, продолжающих лекцию и связанных с ней по тематике

1. Физические свойства минералов.
2. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы: классификации, отличительные особенности.
3. Происхождение горных пород.
4. Типизация полезных ископаемых мира и Российской Федерации.
5. Геологические и минералогические памятники природы.
6. Всемирное наследие: памятники природы и архитектуры.
7. Использование минералов в промышленности.
8. Использование горных пород в промышленности.

© 2010-2013 Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.